Этот сюжет, увиденный мною со стороны, воспринимается как душераздирающий. Хотя никто никого не бил, не кричал, не обзывал. Вроде все спокойно, но... как будто под спокойствием разыгрывается очень глубокая драма, которая будет откликаться в будущем ее участников.
Всего лишь девочка-подросток, готовясь к прыжку в бассейне, звала свою маму, пыталась привлечь ее внимание. А мама...говорила с подружкой. Девочка подбегала то к маме, то к прыжковой зоне бассейна, и так по нескольку раз, требуя внимания, мама отмахивалась..
Должна ли мама ребенка каждый раз восторгаться, смотреть, восхищаться тем, что делает ребенок?
Вообще-то, нет. Не должна. И ребенок, который развивается в рамках корректного воспитания, не нуждается так отчаянно в одобрении, внимании, восхищении.
Ведь одобрение, похвала- это всего лишь вторичный результат деятельности. Первичный- это непосредственная радость и удовольствие в процессе ее реализации.
И, если с последним все в порядке, это может даже скомпенсировать недостаток признания и похвалы. Проблемы возникают, когда этот порядок меняется местами.
Два разных посыла от родителя:
1. Что тебе интересно? Нравится ли тебе игра на музыкальных инструментах, или аквааэробика, или живопись? Я рада, что ты занимаешься тем, что тебе интересно. Нужно ли тебе что-то купить для твоих занятий?
2. Чем ты хочешь заниматься? Играть на скрипке? Ну, тогда учись хорошо. Выполняй все задания тщательно. А, если ты будешь хорошо учиться, будешь выступать на концертах. И, постарайся занимать призовые места. И, вообще, смотри, чтоб мне не было стыдно за тебя.
Два разных послания от родителя формируют разную направленность и разный смысл деятельности для ребенка.
В первом случае смысл деятельности формируется вокруг удовольствия, интереса, исследования своего увлечения и освоения его.
Во втором случае смысл деятельности ребенка аккумулируется вокруг внешней оценке и одобрения родителя.
В первом случае деятельность реализуется для себя.
Во втором- для другого.
В первом случае отношение к промахам, ошибкам более лёгкое, сохраняется интерес, есть удовлетворённость от занятий.
Самооценка более устойчива и в меньшей степени зависит от внешних обстоятельств.
Во втором случае возникает болезненное отношение к неудачам, больше тревоги, часто пропадает интерес к занятиям при наличии трудностей. Самооценка неустойчива, человек постоянно нуждается в подкреплении и подтверждении своих заслуг извне.
Родители, вам выбирать, каким путем хотите двигаться и как хотите развивать своего ребенка.
Уже выросшим детям, родители которых сформировали зависимость от оценок, хочется сказать, это не финал. Вы можете что-то с этим делать, вы можете взращивать опору на себя, постепенно освобождаясь от давления внешних порицаний или похвалы